16 июня в результате автокатастрофы оставил тело лидер Черкасской ятры ИСККОН, неутомимый воин армии Господа Чайтаньи, само сердце и душа каждого, кто близко знал его – Его Милость Акшара прабху. Мы хотим опубликовать эссе Александра Скоростецкого, посвященное его дорогому другу, чтобы каждый мог получить благо, читая о славе этой чистой души.

Омовение в нектаре духовных качеств ученика Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа, Его Милости Акшары прабху, посвященное его возвращению на Голоку.

Этот день (18 июня 2021 года) мы начали с прощания с Акшарой прабху. Мы приехали, чтобы выразить почтение телу, в котором он проявился. Прощание было с 8 до 9 утра. После этого его повезли в Киев в крематорий.
Его тело, которое когда-то было инструментом в служении, лежало в гробу, обрамленном сиреневой тканью. Он использовал этот инструмент на всю катушку. Преданные утопили тело в лепестках и на виду осталась только лотосная стопа, массивные кисти и луноподобное лицо.
Чувство глубокой разлуки пропитало каждую молекулу в помещении бюро ритуальных услуг. Чем больше было слов, тем тяжелее было сдержать слезы. Мы отдали бы все, чтобы спеть с ним еще один киртан.
 
Склониться к его стопам было таким естественным и сильным желанием. Мантра “ванчха калпа тарубьхьяш ча…” лилась прямо из сердца, никогда она для меня еще не была такой осознанной.
После аварии Кришна милостиво оставил одну стопу, чтобы мы могли снять пыль и положить ее себе на голову. Теперь Акшара прабху не запрещал этого.
 
Ноги Акшары прабху олицетворяли его решимость.
Они всегда несли его в храм Господа. Он жил в предместье, за 15 километров от Черкасс, в селе Геронимовка. В дождь и в зной, на велосипиде и на маршуртке, на старенькой иномарке неизвестной модели и на новом мотороллере, подаренном на 40-летие, эти ноги старались как можно быстрее привести в его в самое дорогое место. Эти ноги не знали причин не пойти в воскресенье в храм, а чаще всего приходили туда еще в пятницу или субботу.
Потом они не уставали 5 часов стоять на кухне. И после этого поднимали Акшару прабху над землей в взрывном киртане. Я всегда удивлялся, как ему удается так прыгать с 10-килограммовым баяном.
Но больше всего эти ноги любили харинамы. В харинаме они несколько раз обошли земной шар, если бы можно было посчитать все пройденные километры. Бульвар Шевченко, Центральный рынок, улица Смелянская, проспект Химиков были наиболее удачливы, так как эти стопы топтали их тысячи раз в харинамных походах, прокладывая духовный маршрут падшим душам.
 
Его массивные кисти очень выделялись на фоне худощавого тела. Они олицетворяли его духовную силу. Этими руками он умело проводил электрику в домах преданных, сделал ремонт в помещении нового храма. Будучи президентом ятры он собственноручно делал ремонт в храме сутра и до позднего вечера. Он полностью бескорыстно и бесплатно помогал делать ремонт преданным из ятры в свое свободное время. Строил гурукулу в Смеле и устранял последствия ее пожара.
Я вспоминаю, как в этих могучих кистях он держит весло и мешает кичри в огромном столитровом котле. Этот кичри ежегодно почитали тысячи удачливых душ на фестивале «Трипільскі Зорі».
Эти руки не стеснялись мыть кастрюли, ведра и котлы после воскресной программы, если не находилось удачливых душ на это служение.
Маленькие вайшнавы будут скучать за этими руками, которые ставили им их первые в жизни священные тилаки.
 
В этих руках исполнял свое истинное предназначение любой музыкальный инструмент. Они всегда были заняты служением, когда преданные воспевали святое имя Господа. Иногда они поддерживали такт киртана искусным отбиванием ритма на караталах. Невозможно было не пуститься в пляс, когда в эти руки попадала мриданга. Когда руки касались гитарных струн, то ты чувствовал себя в окружении самых близких и дорогих сердцу друзей. Все сознание переносилось в кунджи Вриндавана, когда пальцы нежно касались клавишей фисгармонии. Эти руки готовы были разорвать баян, чтобы жители Черкасс получили милость Господа Чайтаньи.
 
Акшара прабху был родом из маленького провинциального поселка Катиренополь и не знал, что такое музыкальное образование. Но служение Кришне сделало его гандхарвом. Он даже уделял время обучению игре на инструментах преданных ятры.
Руки Акшары прабху крепко обнимали вас и прижимали к самому своему сердцу.
Особую любовь эти руки питали к четкам из туласи, которые он получил от духовного учителя. Эти руки никогда его не подвели в исполнении главного обета, завещанного нам Шрилой Прабхупадой.
Особый нектар вспомнить его луноподобное лицо.
Созерцая эмоции на его лице, мы соприкасались с неподдельной искренностью этого вайшнава.
Когда оно было серьезным, вогнутые щеки проявляли весь аскетизм Акшары прабху.
Но чаще оно улыбалось.
 

Через его улыбку в эту тьму материального мира приникал духовный свет из планет Вайкунтхи. Мы ходили на воскресную программу, чтобы облучиться его улыбкой. Он никогда не жадничал духовным сиянием, даже когда Кришна проверял его преданность болезнями, усталостью и рабочим стрессом.

 
Говорится, что глаза – это зеркало души.
Процесс духовной практики очищает зеркало нашего сердца от всей материальной пыли. Глаза Акшары прабху были кристально чистыми и через них на нас смотрел сам Господь Кришна. Тот, кто когда-то словил его милостивый взгляд, запоминал его на всю свою жизнь. Благодаря этому взгляду многие из нас стали преданными.
Мне выпала огромная удача встречаться с его глазами в киртане. Когда мы смотрели друг другу в глаза и воспевали святое имя, в уме не было ничего, кроме желания удовлетворить Господа.
Он щедро делился своим глазами, чтобы мы могли увидеть замечательные качества в друг друге.
Он давал нам свои глаза, чтобы мы заметили служение каждого преданного. А зрение у него было по-настоящему орлиное, он разглядывал даже самое маленькое и незначительное служение и запоминал его как на жесткий диск компьютера.
Этими глазами он нырял в книги Шрилы Прабхупады. Он не плескался на берегу, как ребенок, он был опытным аквалангистом, которого интересовала вся глубина послания ачарьи.
Этим глазами он всегда видел в людях бессмертный дух, а на алтаре – Господа своего сердца.
 
 

Его уши – это воплощение смирения.

Через них он смиренно слушал наши жалобы, претензии и недовольства. Он часами выслушивал наши детские проблемы, погружаясь и стараясь почувствовать боль каждого.

Он любил работать по дому и переслушивать лекции духовных учителей ИССКОН. В каждой лекции он черпал вдохновение и практические советы.
Он всегда внимательно слушал лекции в храме, и получал там откровения, даже если эти лекции читали менее опытные и возвышенные преданные. Внутренний радар его ушей всегда был настроен на шабду.
Его уши, как губки, впитывали наставления старших наставников – Ачьюты Прии прабху и Антарьями прабху. Эти наставления он принимал как законы, по которым тут же начинал жить.
Но больше всего эти уши стремились слушать святое имя. Они всегда находили для этого повод.

Святое Имя звучало в его ушах 25 часов в сутки, 8 дней в неделю, 13 месяцев году.

Вместе они выходили за пределы времени и пространства.
Через язык, уста и горло проявлялась его суть проповедника послания Шри Чайтаньи Махапрабху. Послания, которое принесло в этот мир самое милостивое воплощение Господа.
 
Акшара прабху – бесстрашный солдат в армии Гауранги. А его язык, уста и горло – это самое бронебойное оружие в его арсенале. Он всегда держал в чистоте свое оружие. Он не ел ничего, что не было бы приготовлено для Кришны. Однажды я был свидетелем того, как он вежливо отказался от магазинного хлеба. Он жил скромно. Он делился, что они с Леной несколько дней ели только пшеничную кашу, но чувствовали при этом весь вкус прасада.
Этими устами он никогда не говорил ни о чем, кроме Кришны. Он не мог говорить не о Кришне, так как вся его жизнь была полностью связана с Кришной.
 
Этими устами он без устали прославлял вайшнавов. Прославление в свой адрес слышал каждый из нас. Если ты просто придешь в храм, ты обязательно услышишь его прославление. А если ты сделаешь незначительное служение, то удостоишься почестей полубога.
Эти уста всегда разрываются фейерверками искрометного юмора, которые делают веселой и праздничной каждую встречу, разряжают обстановку, располагают и создают семейную атмосферу.
Эти уста не стесняются смеяться и заражать своим смехом Маха-Бахуха, а потом еще больше заражаться от него.
В этих устах находились слова, чтобы успокоить братков и растопить сердца современных Джагаев и Мадхаев.
Эти уста всегда жадно наслаждаются нектаром святого имени, на языке танцуют Радха и Кришна, а львиный рык через горло громом пробуждает обусловленные души осознать свое естественное положение.
Я помню, много раз его материальное горло не выдерживало мощных духовных вибраций. Но это не мешало ему продолжать воспевание.

Его киртан – это произведение духовного искусства.

Это нектар, от которого невозможно было оторвать уши.

Это радиостанция, которая транслирует чистую преданность.

 
Акшара прабху вечно воспевает свой пропитанный любовью киртан в наших сердцах.
И ему уже не нужны для этого тело и другие материальные атрибуты.
Личность не является совокупностью материальных элементов, органов чувств и частей тела, но, чтобы проявится в полной мере, она их использует.
Описывая эти качества и деяния, я не могу остановиться, потому что попадаю в какой-то безграничный океан нектара. Я не знаю, что сейчас мной руководит и просто пишу, все что могу вспомнить и осмыслить.
Я прощу прощения, что не смогу в полной мере передать и описать качеств этого вайшнава. Потому что знал его слишком мало. Я глубоко сожалею, что не додумался описать их до его ухода.
Я надеюсь, вы найдете здесь для себя вдохновение, которое он всегда дарил всем нам.
Я буду признателен, если вспомните, какие-то случаи из вашей жизни и тоже их запишите.
Это будет щедрым подношением его духовному учителю.
 

Говорит Шри Нрисимха дас:

“Он сегодня практически ко всем приходил и успокаивал, он просто вселенски любящий отец был для всех. И его лилы до сих по происходят. Это чистый преданный. Все кто хотя бы раз слышали или видели его – начинали танцевать и плакать. Освобожденная душа рядом с нами. Нужно присмотреться. Как-то он попал в аварию под Киевом в серьезную. Вышел из машины, отправил преданных по домам и говорит мне потом: “Что-то не так наверное со мной, нет страха вообще. Не чувствую его”. Один из признаков освобожденной души – абхаям. Бесстрашие. Все любили его, только его видели – предлагали вести киртан. Потому что не было самолюбования и фальши. Всегда старался выдвинуть всех нас вперед. Самое лучшее служение отдать другим.”

Потому что, еще я не написал о том, как он умело занимал каждого в преданном служении согласно его качествам, как без зависти сотрудничал с равными, как о его простоту в дребезги разбивались бесчисленные прославления, как, не имея собственных детей, он думал о важности проведения детских программ, как служил на фестивалях и ретритах, как душевно принимал гостей у себя дома, как заботился о жене и матери и еще много-много-много всего.
 
Во время этого погружения я вспомнил стих из Шримад Бхагаватам, который часто цитировал Шрила Прабхупада. Этот стих о чистом преданном Господа, Махардже Амбарише.
 
“Махараджа Амбариша всегда держал свой ум сосредоточенным на лотосных стопах Кришны, речь свою он посвящал прославлению Господа, руками убирал храм Кришны, а ушами внимал словам, сказанным Кришной, или повествованиям о Нем. Взор Махараджи Амбариши всегда был обращен на Божества Кришны, храмы Кришны и святые места, такие как Матхура и Вриндаван, где Кришна являл свои игры. Чувство осязания Махараджа Амбариша занимал тем, что прикасался к чистым преданным Господа, носом он вдыхал аромат поднесенных Господу листьев туласи, а языком ощущал вкус прасада. Ноги Махараджа Амбариша использовал для того, чтобы посещать места паломничества и храмы, а голову — чтобы склоняться перед Господом. Все свои желания он направил на служение Господу, которым занимался день и ночь. Махараджа Амбариша не хотел ничего для удовлетворения собственных чувств. Все чувства он занимал преданным служением — различными делами, связанными с Господом. Таков путь, позволяющий усилить привязанность к Господу и полностью избавиться от всех материальных желаний.”
 
Выводы делайте сами.
Со своей стороны я лишь допущу, что своим сознанием он уже пребывал в духовной реальности, находясь телом в материальном мире. Вернуться в духовный мир невозможно после смерти, это можно сделать только при жизни.
 
Акшара прабху ки – Джай!
Гуру парампара ки – Джай!
Шрила Прабхупада ки – Джай!
Нитай Гоура премананде!
 
P.S. Я смиренно прошу общество преданных позаботиться о его святой жене, которая всю семейную жизнь была ему полностью предана и зависела только от него, как от представителя Господа.
 
 
Автор: Александр Скоростецкий
 
По этой ссылке можно просмотреть последнюю лекцию, которую дал Е. М. Акшара прабху 13 июня 2021 года в Черкассах. Лекция построена на стихе 15.9 Бхагавад-гиты. Ее тема: “Как душа получает следующее тело и как реально можно войти во Вриндаван”.