Сегодня, 5 сентября 2021 года, отмечается ровно 30 лет с того момента, как началась история храма «Новая Навадвипа». Эту новость мы презентовали вам еще в марте статьей «30 лет любви и преданности: в этом году мы празднуем юбилей храма» и все это время готовились, чтобы собрать свидетельства участников, уникальные фото- и видео- материалы и стать вашим проводником в этом путешествии во времени. 

Сегодняшним материалом мы начинаем цикл статей, в котором будем раскрывать различные большие темы, связанные со строительством храма: Как родилась идея строить? Почему выбрали именно этот район? Кто разрабатывал проект храма? Откуда брали средства на строительство? Кто были строители храма и как они жили? Многие части будут дополнены историями «Как я пришел в сознание Кришны», рассказанные ключевыми фигурами этой стройки. Сегодня мы предлагаем вам первую часть цикла, которая называет «Нужно строить храм».

Но перед этим хотелось бы назвать тех людей, которые проделали большую работу, чтобы сегодня этот материал увидел свет. От всей редакции Krishna.ua мы благодарим всех, кто принимал участие в его создании:

  • Интервью: Ачьюта Прия прабху, Агастья Муни прабху, Шанта прабху, Гаура Кишор прабху, Оджасви прабху, Нитьянанда Чаран прабху, матаджи Мандакини, матаджи Лила Майи
  • Подбор и сканирование фото: Виталий Домбовский прабху
  • Видеомонтаж: Тарас Завьялов прабху
  • Фотосъемка: Ганга Хари прабху, Николай Куцый прабху
  • Журналист: матаджи Олеся Гордиенко
  • Дизайнер: Владимир Когут прабху, Илья Патрича прабху
  • Корректор: матаджи Тарини Сундари Радха
  • Также выражаем благодарность редакции журнала «Дом Прабхупады» за статьи о строительстве храма в номерах 279, 280, 281, на которые мы также опирались при написании материала

Итак, пристегните свои ремни, выставляем на табло дату «5 сентября 1991 года» и начинаем наше путешествие!

 

«Нужно строить храм»

20 мая 1988 года произошло событие, которое разделило жизнь советских преданных на «до» и «после». В результате многолетней отчаянной борьбы за свои права, под натиском мировой общественности и процессов «перестройки и гласности» внутри страны, было зарегистрировано первое религиозное общество вайшнавов в Москве. (Подробно об этом можно прочитать в замечательной книге Владимира Пискарева «Движение сознания Кришны в СССР»). Это была ПОБЕДА. 

Уже в феврале 1989 года шестьдесят преданных из Советского Союза, при поддержке Комитета по освобождению советских кришнаитов отправились в паломничество по святым местам Индии. Это был небывалый прорыв политики государства в отношении верующих, который получил широкую огласку в мировой прессе. Однако, конечно, этот исторический визит стал всего лишь первым шагом в марафоне развития движения Господа Чайтаньи, рассчитанном на 10 000 лет, который начал набирать небывалые обороты в Советском Союзе.

Преданные могли уже вполне легально собираться на нама-хатты, печатать и распространять литературу, выходить на харинамы, с которых их частенько, еще по инерции, забирали в милицию, но быстро выпускали. 

После многих лет подполья и преследований, преданные, наконец, вырвались на свободу и могли открыто говорить о Кришне. Улица встретила их распростертыми объятиями, ведь на свободу вырвались не только они, но и простые советские граждане, в которых за десятилетия советской атеистической пропаганды накопился огромный потенциал к постижению духовного знания.

Так они и встретились: те, кто жаждал знаний, и те, кто эти знания хотел дать.

Вот как вспоминает об этом времени Е. С. Ниранджана Свами в фильме Ядубары прабху «Харе Кришна» в Украине»:

«Когда я начал распространять послание Шрилы Прабхупады, послание сознания Кришны, я увидел, что люди были настолько заинтересованы и обладали таким глубоким интересом, что могли сидеть в течении шести часов и слушать, не вставая. Это пробуждение желания людей познать Бога было очень глубоким. Иногда люди сидели во время лекции и плакали. Я часто видел такое, что люди просто сидели и начинали плакать от того, что узнавали о существовании Бога».

Подробно о том, как выглядели собрания преданных в конце 80-х, вы можете прочитать в статье Е. М. Ачьюты Прии прабху «Нама-хатта на Котовского», которая содержит много интересных деталей и редких фотографий.

Голод познания Бога был настолько сильным, люди были настолько восприимчивы к истине, что предавались, просто услышав святое имя. Вам не нужно было вести с ними многочасовые философские диспуты, побеждая силой аргументов – самым сильным аргументом для них становился сам факт существования Бога. Достаточно было просто сказать «Кришна – Бог», и такой человек становился преданным.

Из книги Владимира Пискарева «Движение сознания Кришны в СССР»:

«Это было незабываемое романтичное время бурного всплеска сознания Кришны после долгих лет подполья и запрета на духовность в СССР».

Распространение книг в Киеве в начале 90-х. Площадь Л. Толстого, выход из подземного перехода. Живой интерес людей очевиден. Книги были новизной для большинства советских граждан того времени, до этого они распространялись нелегально, из-под полы. Жажда людей узнать о Боге после 70 лет советского режима была огромной.

Девяностые стали золотым временем санкиртаны – преданные носились по всему Советскому Союзу, как пчелы, жадно отыскивая места, куда еще не долетело послание Шрилы Прабхупады, чтобы передать от него трансцендентную посылку в виде святого имени и книг. В этом они были абсолютно неудержимы и бесстрашны. Сохранилась масса историй, как преданные останавливали поезда, чтобы загрузить или выгрузить литературу. Да что там поезда – рассказывают, что даже самолеты садили!

После голодных на книги 80-х, подполья, самиздата (подробно об этом читайте в статьях Е. М. Ачьюты Прии прабху «Доставка книг», «Производство книг», «Подпольное распространение»), книги стали уже фурами возить из Москвы. Их хранили на квартирах у Радха Рамана прабху, Вришабхану прабху и Ачьюты Прии прабху.

Вспоминает матаджи Мандакини: 

«Когда у нас уже ашрам матаджи организовался, это был 94-95 год, они ездили и подписывали на литературу целые заводы, предприятия, шахты… А преданные, тот же Радха Раман прабху, я знаю, так они самолетами возили… Просто загружали самолет книг и летели в Сибирь».

Участники этих событий с ностальгией говорят о 90-х как об особом неповторимом времени максимального энтузиазма, самоотдачи и предания. А особое время требовало особых людей.

Поколение преданных 90-х – это люди, которые делали невозможное, не знали страха, лени и сомнений, самоотверженность и духовная сила которых были настолько же безграничны, как и вера в Господа. Они были готовы просто разорваться ради Кришны, просто шли и совершали подвиги, обретая все новую и новую веру. И Господь, конечно, отвечал им взаимностью: Он строил вокруг них особую реальность, в которой не действовали законы материального мира, в которой каждый день – как чудо, и кажется, что Кришна – Он вон там, за углом, вот-вот появится!

Невероятно, как знание, которое Шрила Прабхупада оставил простому советскому парню Анатолию Пиняеву в течении своего исторического визита в Москву, запустило настолько мощный процесс, что его не смогла остановить огромная репрессивная машина огромной тоталитарной страны. Ей только и оставалось, что удивленно наблюдать, какими огромными темпами это знание прорастает вглубь, казалось бы, безбожного общества, и покоряет сердца людей. 

Итак, к началу 90-х в украинской ятре уже было несколько нама-хатт, которые не могли вместить всех желающих, и был в собственности маленький старый домик на улице Дмитриевской, который выполнял роль храма, но буквально трещал по швам от литературы, которая там хранилась, и преданных, которые старались в нем служить.

 С этим нужно было что-то делать…

Вспоминает Шанта прабху:

«В храме на Дмитриевской жило около сорока преданных, плюс приезжали преданные с “золотой лихорадки”, из России, по Сибири ездили же книги распространяли. И когда все съезжались на какие то праздники и фестивали, то было около 50-60 преданных.

Все не вмещались, спали кто где: кто в ванной, кто на кухне, кто в коридорах. В алтарной спали штабелями. Если ты встал среди ночи в туалет, преданные просто смыкались и ты не мог лечь обратно – нужно было втискиваться между ними. 

Все мы распространяли книги, а потом, когда стройка началась, мне сказали: “Давай туда.” “А как же санкиртана?” – ”Нет, это сейчас важнее, давай туда”. Так я попал на стройку. Тут команда на самом деле была очень вдохновленная. Я не знаю, откуда этот энтузиазм брался, но все просто “горели”. Даже если подрались, бывало, то потом мирились быстро. Когда живет сорок человек в одной халабуде, то всегда что-то не так. Всякое бывало. Одному жарко – форточку открыл, другому дует – закрыл. И понеслось».

 

Вспоминает Е. М. Ачьюта Прия прабху:

«На Дмитриевской тогда жило 35-40 человек. Мы не помещались. Я часто спал просто в машине, под окнами, а зимой одевался тепло и спал. Если я приезжал позже, после отбоя, просто не было места, где можно прилечь. Люди спали вповалку: на полу, в коридоре, в алтарной – везде. Я не мог даже пройти…  Ниранджана Махарадж сказал: “Нужно строить храм”. Я его спросил: “Махарадж, какие задачи?” Он сказал: “Нужно строить храм”».

Читайте историю

Е. М. Ачьюты Прии прабху «Как я пришел в сознание Кришны»

 

Продолжение следует…

На фото обложки: харинама-санкиртана в Днепре, начало 90-х. Ниранджана Махараджа стоит сзади в темных очках. Перед ним ведет киртан, играет на караталах Ягья Прия прабху (в будущем Нитай Чайтанья Госвами). За ним в голубой курточке – Ватсара прабху; освещен солнцем, левее, с поднятыми книгами в руках — Шавакрит прабху. Возле витрины в синей кепке – Вьясадева прабху.